9 августа одной из самых популярных радиостанций Душанбе — «Имруз» — исполняется два года. О новом формате и своих планах на будущее «АП» рассказал главный редактор радио Раджаб Мирзо.
- «Имруз» сегодня может быть единственное электронное СМИ в стране, которое отличается независимой позицией и смелостью. У вас привилегированное положение?
— Если вы думаете, что в работе радиостанции «Имруз» нет проблем, то глубоко ошибаетесь. Да, каждый день возникают какие-нибудь барьеры, сколько непонятных резонансов по разным поводам. Но хотите того или нет, но это новый формат и он должен существовать. Несмотря ни на что.
- Даже сегодня существует такое мнение, радио «Имруз» заполнило нишу, по крайней мере, в столице, которую занимали раньше радиостанции «Озоди» и «BBC». То есть, мы смогли освоить это пространство собственными ресурсами…
— Может быть в какой-то степени это так. Но так как у них нет возможности вещать на FM-частотах. Хотя по форме освещения проблем мы исходим из тех (международных) принципов, которые они используют. Но здесь есть и моменты, когда мы просто не можем быть в конкуренции с зарубежными СМИ. Когда речь идет о финансовых возможностях, то наверно месячный бюджет этих медиа-представительств сопоставим с нашим годовым расходом. Хотя иногда бывает, что они используют информацию нашей радиостанции. Иногда мы тоже ориентируемся на их новости. Но там у них работают в основном профессионалы, а у нас преимущественно новички, молодые люди младше 25 лет. А самое главное — у нас разные миссии. Но думаю, что при минимальных финансовых возможностях мы выполним свою миссию.
- Хотя формат вашего радио информационно-развлекательный, оно больше ассоциируется как социально-политическое. У нас рекламодатели обычно дистанцируются от политических СМИ. Как это происходит у вас…
— В условиях финансового кризиса мы ощутили сокращение объема рекламы, как и в других СМИ. Более того, мы до сих пор затрудняемся определить, за счет чего «Имруз» в большей степени завоевал сердца своих слушателей: из-за хороших репортажей или хорошей музыки. Мы одинаково серьезно относимся и к тому, и к другому. Я думаю, наши слушатели это ценят. Я думаю, этим мы и отличаемся от других радиостанций: как верно то, что далеко не каждая тема или репортаж может появиться в эфире «Имруз», точно также и не каждую композицию мы ставим для своих слушателей.
- На фоне последних событий на востоке страны, радио стало особо востребованным. У еженедельных газет нет такой возможности. «Имруз» единственное СМИ, которое информирует в режиме он-лайн, а значит «успокаивает» население?
— Да, в какой-то степени мы выполняем такую миссию. Но «успокаивать» кого-либо не наша цель. Просто интересы совпадают. Как говорится, плохой информации не бывает. Мы сообщаем о чем угодно, если это имеет значимость. И не наша проблема, какой будет реакция.
- Насколько нам известно, вы уже получили разрешение на вещание и в Согдийской области…
— Да, на днях мы начинаем охватывать и северную часть республики. В ближайшем будущем у нас открывается представительство в Согде. А в дальнейшем мы хотим полностью охватить страну. Но пока это только желание.
- Как Вы думаете, можно ли в будущем на базе радиостанции «Имруз» создать национальный ресурс по аналогии с британской «BBC» или американской «Свобода» («Озоди»), чтобы в условиях информационной войны защитить интересы Таджикистана, этим обеспечить информационную безопасность РТ…
— Это возможно… И сейчас мы стремимся к этому. Но здесь кроме финансов нужна и толерантность наших некоторых чиновников, которые видят в нашем лице своих врагов, а не оппонентов.
Иногда нам звонят слушатели из некоторых приграничных районов и жалуются, что там в частоте 107, 4 вместо наших передач звучит какое-то узбекское радио. И в Душанбе иногда бывают проблемы. Какой вывод можно сделать?
Да, наши чиновники любят говорить об информационной безопасности республики. Вот вам и безопасность!
- Устод Раджаб, Вы как «оппозиционный» журналист, после прекращения выхода «Рузи нав», некоторое время были безработным и вдруг выбрали «Имруз»…
— Да, эти 4 года были непростыми. Хотя я регулярно писал и публиковал свои статьи в прессе, но сначала они были под псевдонимом. Позже у меня появилась возможность публиковать свои материалы под своим именем, но никто из редакторов таджикских газет не был готов принять меня на работу. Однажды один из них предложил, чтобы я писал статьи для его правительственного издания под псевдонимом. Ответил: буду, но с одним условием: если мой псевдоним будет Усама бен Ладен.
Хотя я неоднократно говорил, если не сомневаетесь в моих журналистских способностях, примите официально на работу. Но ответа не слышал. Думаю, не у всех доставало воли. И вот год назад директор медиа-холдинга «Ориено-медиа» Рустами Джони предложил мне занять должность главного редактора информационно-развлекательной радиостанции «Имруз». Я согласился. Просто потому, что не было другого выбора. Хотя у меня и не было опыта работы в радио. Но я хотел официально вернуться в журналистику. И именно «Имруз» обеспечил мое возвращение. Но можно сказать, что с первых дней создания радиостанции, я был рядом. В смысле, давал советы, рекомендации своим ученикам, которые работали тут.
- Устод, такое ощущение, что начало августа — самое горячее время для вас. 7-го августа 2003 года вышел в свет первый номер самой популярной в свое время газеты «Рузи нав». 9-го августа — день рождения радио «Имруз». И 10-го августа ваш День рождения. Что это мистика, судьба или случайность?
— Еще добавлю, что у Демократической партии, членом которой я являюсь, тоже День рождения 10 августа. На самом деле это все случайности, которые однозначно случайностями не назовешь (смеется).