НАНСМИТ
 

НАШИ ДОНОРЫ







все доноры
 

Аналитика

Чиновники уходят от ответа, лишая общество правды

«Журналисты, стремящиеся рассказать о бедствиях других людей, сами становятся мишенью… Это происходит не только в условиях вооруженных конфликтов, но и в тех случаях, когда журналисты расследуют случаи коррупции или пишут о нищете и злоупотреблении властью», - подобные мысли озвучил в своем послании, посвященному Всемирному Дню свободы печати, генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. А как дело обстоит в нашей республике? Наметились ли какие-либо позитивные изменения в области свободы слова в Таджикистане? На эти и другие вопросы мы попросили ответить некоторых журналистов как местных, так и иностранных СМИ.

Нигора БУХАРИЗАДЕ, Независимый журналист

- Значительных изменений, достижений в области свободы слова в Таджикистане, к сожалению, за последние годы не произошло. Те проблемы, с которыми сталкивались журналисты, в том числе затрудненный доступ к официальным источникам информации, так и остались нерешенными. Всё как и раньше зависит от личностного фактора, от тех, кто работает в тех или иных государственных структурах, т.е. если чиновник захочет дать информацию, он даст, если нет - не даст. Очень трудно бывает достучаться до чиновников, они часто переносят встречи. Я работаю на радио и ежедневно мне необходима оперативная информация, времени перезванивать завтра – послезавтра, естественно, нет, поэтому для меня это проблема. С такой проблемой сталкиваются как местные, так и зарубежные СМИ. Я не думаю, что какие-то пресс-службы наиболее предвзято относятся к зарубежным СМИ, нежели к местным журналистам. По крайней мере, на себе я этого не ощущала. Все зависит от конкретного чиновника и пресс-службы определенного учреждения, ведомства. Какие-то пресс-службы хоть как-то работают, а некоторые просто бездействуют - что обращайся к ним, что нет - толку никакого.

Часто очень приходится сталкиваться с недоверием как со стороны государственных деятелей, так и со стороны простого обывателя. Легче общаться с независимыми экспертами, политологами, представителями оппозиционных партий. Они проще идут на контакт, чем тот же чиновник или простой человек, прохожий на улице. Люди всего боятся, атмосфера недоверия и страха перед журналистами, конечно, есть. «Как бы чего не вышло» - думает каждый. Возможно, подобные настроения зависят и от нас, потому что были такие случаи, когда журналист кому-то навредил своей публикацией. Поэтому работникам масс-медиа необходимо быть как можно осторожнее в этом плане. С одной стороны, общество боится, с другой - требует от журналиста правдивой информации. А как ее получить, если давать ее никто не хочет? Думаю, наверное должно пройти очень много времени, чтобы и журналисты, и сами чиновники доказали людям свое желание защитить права людей и их интересы.

Абдумалик КАДЫРОВ, эксперт по демократическим вопросам

- Все познается в сравнениях. По сравнению с тем, что мы имели в прошлом году, этот год оказался намного позитивнее, наметились определенные сдвиги. Однако, при сопоставлении его с тем, что мы имели до гражданской войны, выявляются много негативных моментов. Однако, сегодняшний позитив лучше вчерашнего негатива. Говоря конкретно, хочу обратить внимание на появление независимых средств массовой информации, наличия критики в адрес чиновников, т.е. журналисты имеют, какую-никакую, но возможность говорить правду. Свобода - есть сила. Ограничение свободы слова - тоже сила, только в руках чиновников, и никто, конечно, не хочет добровольно отдать ту силу, которую имеет. Поэтому эту силу журналисты должны брать не силой (это уже революция), а эволюционным путем. Я знаю, что в этом году многие международные организации склонились к мнению, что Таджикистан все же является авторитарным государством, а состояние СМИ признано плохим. Это уже о чем-то говорит! Чтобы сломать этот сложившийся стереотип, нужно много работать, искать и выносить правду на поверхность. А для этого от журналистов требуется профессионализм, компетентность в определенных вопросах и умение апеллировать не только теми данными, которые им предоставляют чиновники, но и теми, которые зачастую предоставляют другие неофициальные источники.

Саидо НАЗАРОВ, обозреватель информационного агентства «Ховар».

- Некоторые позитивные изменения, конечно же, налицо. Это касается того, что согласно распоряжению Президента РТ, министерства и ведомства республики обязаны проводить ежеквартальные пресс-конференции и способствовать тем самым доступу журналистов к информации. Другой вопрос, в каком виде это делается. Многие журналисты, мои коллеги, отмечают с сожалением, что в связи с нововведением, якобы, и исчезла проблема с доступом к информации, однако при желании узнать у чиновников что-то большее, они очень тактично уходят от ответов и опять же лишают общество, прежде всего, правды. Постоянная нехватка времени, перенос интервью, просьба обратиться в письменном виде - ничто иное, как желание уйти от ответа. Я неоднократно сталкивался с этим. Последний раз это было связано с Министерством образования. Помощник министра попросил меня подойти после 18 вечера, когда министр будет на месте. Я последовал его совету, однако министр, сославшись на то, что на недавней пресс-конференции все было сказано, так и не дал мне необходимой информации. Я обратился в пресс-центр министерства, но и там мне ничего не сказали, прямо дав понять, что если министр ничего не сказал, то и они не скажут. Вот и вся картина, имеющая место на сегодняшний день и повсеместно встречающаяся в журналистской деятельности. Я думаю, что с целью решения проблемы необходимо усилить уже существующие журналистские организации. Допустим, возложить на плечи Союза журналистов некие профсоюзные функции для того, чтобы при возникновении каких-либо инцидентов с работниками СМИ была бы четко высказана позиция Союза журналистов, его мнение на ту или иную ситуацию, чтобы журналист в полной мере чувствовал бы себя защищенным, в том числе и в плане получения информации.

Негматулло МИРСАИДОВ, директор ООО «Вароруд».

- В нашей стране все же существуют предпосылки для ведения свободной журналистской деятельности, но многое, конечно, зависит от смелости самого журналиста. Естественно, что власти, я имею в виду госчиновников, не заинтересованы говорить о тех фактах, которые могут подорвать их имидж, имидж их министерства, ведомства, поэтому и сопротивляются. Те же конференции, которые устраиваются для журналистов, это не желание чиновников, а делается по распоряжению Президента. Чиновники не хотят отвечать на вопросы, а журналисты в связи с их «нежеланием» не имеют нормального доступа к информации. Некоторые говорят, что Таджикистан стал достаточно свободен, мы ранее, допустим не говорили о народном фронте, о полевых командирах. Да, мы не говорили, но почему? Потому что существовала какая-то опасность. Эту опасность мы уже миновали, поэтому и говорим о том, о чем можем говорить. Мы можем разве говорить открыто о коррупции в стране, и подтверждать это конкретными фактами? Нет, пока этого нет. Мы можем говорить о дворцах финансовых магнатов, которые строятся повсюду? Как отбирается и продается земля? Нет. И дело не всегда в том, что не хватает смелости, смекалки, вместе с тем мы не располагаем фактами, их достать очень трудно.

Умед БАБАХАНОВ, главный редактор «Азия-плюс».

- За последний год ситуацию, сложившуюся в области свободы слова, можно назвать неоднозначной. С одной стороны, есть изменения к лучшему, открываются новые газеты, с другой - остаются старые проблемы. Возникли определенные проблемы с регистрацией новых газет, получением лицензии для новых телерадиостанций и др. Поэтому я не могу сказать однозначно, лучше ли стало или хуже. В каких-то сферах есть прогресс, в каких-то проблемы так и остались. Я часто слышу жалобы от своих журналистов, связанные с тем, что они не могут получить информацию. В нашей стране это действительно сложно, потому что не каждый чиновник с готовностью идет на контакт. Однако многое все-таки зависит от самого журналиста, от его умения наладить контакт, и здесь можно привести и поставить в пример журналистов зарубежных СМИ, которые встают в 7 утра, идут напрямую к министру, заставляя дать информацию.

Нашим журналистам, особенно молодым, это сложно и часто они не могут решить эту проблему. Я согласен, что есть определенные трудности и их создают чиновники, но с другой стороны, какая-то часть проблемы связано как раз таки с низким уровнем профессионализма работников СМИ.

Давно уже идут разговоры о создании Совета по прессе, куда должны войти как журналисты, так и представители государственных структур. Сейчас трудно сказать, получится ли из этого что-то стоящее или появится еще одна структура, которая ничего решать не сможет. Думаю, сейчас нужно усилить те структуры, которые есть, я имею в виду журналистские организации, и их направлять на лоббирование интересов журналистов. Что касается ежеквартальных журналистских сборов и подведение итогов по выявлению самого открытого и закрытого ведомства, то это, уверен, может принести заметные позитивные результаты.

Пару лет назад в «Азии-плюс» был такой опыт, когда мы сами подводили итоги среди всех ведомств и определяли самые открытые и закрытые ведомства. В итоге, мы вручили диплом за открытость к журналистам Министерству здравоохранения. Министр поставил диплом на самое видное место и дал распоряжение сотрудничать с работниками СМИ. То есть это может все-таки повлиять и помочь решению проблемы.

Мнение, как вы успели заметить, самые разные. Кто-то склонен придерживаться того, что позитивные изменения все-таки есть и таджикские чиновники и власти постепенно поворачиваются лицом к работникам средств массовой информации. Однако, многие, исходя из своей практики и опыта ежедневных «столкновений» с руководителями ведомств, порой не дающих никаких результатов, заявляют, что свободы слова в Таджикистане все-таки нет и нужно приложить максимум усилий для налаживания открытых контактов между чиновниками, не всегда заинтересованных в предоставлении информации и теми, кто эту информацию распространяет.

Buy Windows 7 Ultimate
Order Windows 7 Ultimate
Buy Windows 7 Ultimate
Sale Windows 7 Ultimate
Discount Adobe Creative Suite 6 Master Collection
Order Adobe Creative Suite 6 Master Collection
Sale Adobe Creative Suite 6 Master Collection
Microsoft Office 2010 Professional Plus
Cheap Microsoft Office 2010 Professional Plus
Microsoft Office 2010 Professional Plus


Дата: 10.05.2007





 
     © НАНСМИТ, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Хусейн-зода, 34, оф. 415
   Тел.: +992-37-221-3711, тел./факс: +992-37-223-0968, e-mail: office @ nansmit.tj
   При публикации ссылка на НАНСМИТ обязательна
   Сайт создан при поддержке Национального фонда в поддержку демократии (NED,США)
   Сайт доработан рекламным агентством "adMedia" при поддержке IMS (Дания)