НАНСМИТ
 

НАШИ ДОНОРЫ







все доноры
 

Аналитика

«Властные противоречия»

Более пятидесяти дней журналист Джумабой Толибов находится в изоляторе временного содержания, по отношению которого до сих пор не проводятся следственные действия. Об этом сообщается в заявлении Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ), распространенном еще 13 июня. Заявление подготовлено по предварительным итогам работы независимой экспертной группы, которая 8 июня 2005 года, выехала в Айнинский район Согдийской области, для изучения вопроса, связанного с возбуждением уголовного дела и незаконного ареста журналиста и заведующего правовым отделом администрации Айнинского района Джумабоя Толибова. В заявлении НАНСМИТ отмечается, что арест журналиста напрямую связан с его журналистской деятельностью.

«Данное предположение основывается на том, что сотрудники прокуратуры Согдийской области проявили откровенную предвзятость при расследовании дела Толибова. Практически не было проведено никаких действий по его заявлению и факту избиения прокурором Айнинского района Сайфиддином Аъзамовым. Не были опрошены лица, которых указывал в своем заявлении Толибов, в частности представители администрации (хукумата) Айнинского района. Кроме того, были проигнорированы органами прокуратуры неоднократные заявления и критические публикации Толибова в средствах массовой информации республики...», — говорится в заявлении.

По словам правового эксперта Фаррухшо Джунайдова, во время возбуждения уголовного дела и ареста Толибова был нарушен ряд процессуальных норм законодательства Республики Таджикистан.

«Джумабой Толибов более 50 дней находится под стражей в изоляторе временного содержания ОВД Айнинского района. В отношении журналиста следственные действия не проводились, и почему-то умышленно затягивается процесс, хотя все условия для скорейшего расследования дела имеются. Создается впечатление, что некоторые сотрудники прокуратуры Согдийской области, занимающиеся расследованием данного дела, исходят из узковедомственных интересов и защищают честь мундира прокурора Айнинского района Аъзамова», — отмечает Джунайдов.

По мнению членов экспертной группы, все это дает основания говорить, о том, что Согдийская областная прокуратура не в состоянии расследовать дело Толибова объективно и непредвзято. Как сообщили члены экспертной группы, в день их прибытия в Айнинский район они увидели толпу людей в поселковом центре Варзи Манор, у здания районного хукумата. Собравшиеся люди, требовали скорейшего освобождения Толибова из-под стражи.

По словам Зохирджона Зокирова, руководителя аппарата председателя Айнинского района, собравшиеся, в количестве около 120 человек, в основном жители кишлаков джамоата Рарз, хорошо знающие Джумабоя Толибова. Узнав о том, что 8 июня в Айнинский район прибывают представители хукумата Согдийской области на встречу с населением, они подписали петицию, в котором просили руководство области по справедливости разобраться в деле Толибова. Собравшиеся люди также подготовили прошение в адрес хукумата (админстарции) района разрешить им провести официальный митинг в поддержку журналиста, но данная просьба была отклонена местной властью.

Джумабой Толибов, журналист и заведующий правовым отделом хукумата Айнинского района, одновременно выполняющий обязанности секретаря координационного совета хукумата района, с санкции прокурора Айнинского района Аъзамова был арестован 24 апреля нынешнего года в Душанбе сотрудниками столичного ОВД района Фирдоуси, когда находился в Душанбе в отпуске. После чего он был переведен в изолятор временного содержания Айнинского района, где и находится до сих пор.

Причиной этому послужил конфликт, который произошел между Толибовым и прокурором Аъзамовым. 30 июля 2004 года по поручению руководителя аппарата председателя района, Толибов собирался подготовить материал о ситуации с преступностью и о путях ее предотвращения в районе. Направляясь к прокурору района Аъзамову, он встречает его на улице и просит его подготовить для него необходимую информацию по данному вопросу.

Но прокурор, по словам Толибова, без каких-либо причин стал оскорблять его нецензурными словами, и, вызвав его к себе в рабочий кабинет, продолжая нецензурно выражаться, нанес ему несколько ударов в области груди. Вернувшись в хукумат, Толибов сообщает руководителю аппарата председателя района о данном инциденте. Посоветовавшись с коллегами, представители хукумата решили умолчать о данном инциденте и дождаться приезда председателя района Мавджуды Бобоевой, которая в это время находилась в рабочей командировке.

В тот же день, 30 июля, Толибов обратился за медицинской помощью в Центральную районную больницу, о чем сохранилась запись под № 4 в журнале отказов от госпитализации. Врач Джаббор Сатторов, принявший Толибова, сделал следующую запись: «Ушиб грудной клетки слева и области грудной клетки. Плоскостные ссадины в области грудной клетки слева размером 4х0,2, 2х0,2. Ссадины обработаны раствором йода. Показаний к госпиализации нет. Амбулаторное лечение».

Кроме того, пострадавший Толибов, 4 августа обращается в судебно-медицинскую экспертизу, где получает медицинскую помощь и составляется акт судебно-медицинского исследования.

По возвращению из командировки, председатель района Мавджуда Бобоева, не желая огласки данного инцидента, советует Толибову примириться с прокурором. Однако журналист не соглашается с Бобоевой, ссылаясь на то, что прокурор Аъзамов оскорбил и обругал нецензурными словами, самого дорого для него человека, его 78 летнюю мать.

В поисках истины, Толибов решает бороться с прокурором в одиночку. Вскоре в газетах «Минбари халк» (орган Народно_демократической партии Таджикистана) и «Садои мардум» он публикует ряд статей, в которых резкой критике подвергает деятельность прокурора Айнинского района Аъзамова. Направляет письма и заявления в исполнительный аппарат Президента, парламент, Генеральную прокуратуру страны, в которых просит принять соответствующие меры к действиям прокурора. Но никакого ответа не получает.

Не теряя надежду, Толибов ведет самостоятельное журналистское расследование, по делам, которым по необоснованным причинам были отказаны в производстве районной прокуратурой.

Видеопленку, в которой записаны показания свидетелей, направляет в Генеральную прокуратуру и прокуратуру Согдийской области. Одновременно 2 февраля 2005 года под журналистским псевдонимом «Дж. Джураев», пишет заявление на имя главы Таджикистана Эмомали Рахмонова, где указывает на конкретные факты.

В своем заявлении журналист заверяет, что в случае расследования сможет доказать все свои обвинения, направленные в адрес прокурора Аъзамова. Заявление Толибова для расследования передается Генеральному прокурору Таджикистана Бободжону Бобохонову, который поручает прокуратуре Согдийской области тщательно расследовать все факты, указанные в заявлении и в случае их подтверждения поставить вопрос об освобождении от занимаемой должности прокурора Айнинского района С.Аъзамова. В случае же, не подтверждения данных фактов возбудить уголовное дело в отношении «Дж. Джураева».

Областная прокуратура начинает действовать незамедлительно. В действие водятся все механизмы для скорейшего расследования дела Толибова и через два месяца расследуются все факты, указанные в заявлении «Джураева». И уже 29 марта 2005 года Толибов получает ответ, что его факты не подтвердились. Но Мавджуда Бобоева, председатель Айнинского района, считает, что данная проверка велась однобоко и предвзято, так как основные люди, причастные к уголовным делам не были допрошены.

Прокурор Аъзамов, заявил корреспонденту «Оазис», что уголовное дело, возбужденное в отношении Джумабоя Толибова, не имеет никакого отношения к его конфликту с обвиняемым. По его словам, Толибов обвиняется по статьям хулиганство, воспрепятствование проведению следственных действий, использование служебного положения, и в незаконном проникновении в жилище частного лица. «Я собираюсь также обвинить его в клевете, ибо он меня оклеветал в своем заявлении, адресованном президенту», — добавил прокурор.

Как отмечают члены независимой экспертной группы, Законодательство Республики Таджикистан запрещает преследование за критику, а уголовно-процессуальный кодекс республики предусматривает применение ареста как исключительную меру, т.е. в случаях, если лицо не имеет постоянного места жительства, скрывается от органов следствия или совершил тяжкие или особо тяжкие преступления.

«В случае с Толибовым, он является отцом 6 детей, имеет постоянное место жительство, работу в исполнительном органе государственной власти, характеризуется положительно по работе и среди населения района, и, следовательно, подвергать его аресту, на наш взгляд, является несправедливым и негуманным», отмечают они.

В связи с этим НАНСМИТ в своем заявлении, от 13 июня, обращается к Генеральному прокурору с ходатайством об изменении меры пресечения в отношении Толибова на подписку о невыезде. «Мы также считаем, что это дело необходимо расследовать объективно, прозрачно и в кратчайшие сроки, и, безусловно, с привлечением межведомственных экспертов и следователей Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан».


Дата: 30.06.2005





 
     © НАНСМИТ, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Хусейн-зода, 34, оф. 415
   Тел.: +992-37-221-3711, тел./факс: +992-37-223-0968, e-mail: office @ nansmit.tj
   При публикации ссылка на НАНСМИТ обязательна
   Сайт создан при поддержке Национального фонда в поддержку демократии (NED,США)
   Сайт доработан рекламным агентством "adMedia" при поддержке IMS (Дания)