ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Вашингтон. Обширные знания о правах человека дают молодым репортерам дополнительные средства при подходе к разнообразным материалам, считает Петер Шпильман, учредитель репортерского семинара по правам человека при аспирантуре факультета журналистики Колумбийского университета — одной из самых авторитетных журналистских школ в Соединенных Штатах.

Шпильман, опытный журналист, открывший свой семинар в 2000 году, рассказал America.gov: «Я думаю, что максимум 20 процентов моей работы каким-то образом связано с правами человека, хотя в то время я не рассматривал ее в таких категориях».

Вспоминая свою карьеру, Шпильман, который в настоящее время работает редактором и руководителем Североамериканского бюро агентства «Ассошиэйтед Пресс», сообщил, что кризис в Восточном Тиморе в конце 1990-х годов всерьез поставил перед ним вопрос о том, какое влияние может оказывать принципиальная журналистика на опасные ситуации, в которых совершаются нарушения. Этот кризис также побудил Шпильмана создать репортерский семинар по правам человека.

«Ситуация с ополченцами в Восточном Тиморе улучшилась благодаря оперативному и яркому освещению в СМИ», — отметил Шпильман. По его словам, гласность в этом вопросе побудила правительство Австралии направить миротворческие силы, которые помогли расформировать вооруженные отряды и убедить власти Тимора начать процесс выяснения истины и примирения.

ВАЖНОСТЬ ПРИНЦИПОВ

«Права человека служат для репортеров лакмусовой бумажкой, основой для работы, — считает Шпильман. — Они обеспечивают широту взглядов. Когда разбираешься в этих запутанных отдельных ситуациях, можно опираться на определенные принципы — своего рода заповеди».

Эти «заповеди», по его словам, представляют собой согласованные ценности, перечисленные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

Шпильман, пять лет проработавший корреспондентом АП в ООН, указал, что репортеры также должны руководствоваться другими важными документами, определяющими права человека, такими, как французская Декларация прав человека, Декларация независимости США и британская Великая хартия вольностей.

«Они задают стандарты, по которым можно оценивать правительства, корпорации, организации, подобные ООН, и другие учреждения. Могут ли их подопечные пользоваться своими гражданскими, политическими, социальными и культурными правами?»

По словам Шпильмана, одно из занятий на своем семинаре он посвятил психологической травме, с которой приходится сталкиваться журналистам при освещении войн и других конфликтов. В этом случае тоже помогает знание прав человека.

«Думаю, если иметь в виду ряд принципов, в которые ты веришь, это помогает не теряться в трудных и неспокойных ситуациях».

«Надеюсь, полезно знать: невзирая на то, что ты видишь перед собой, есть такая вещь, как достоинство, есть нравственные принципы, которые можно отстаивать, стараться поддерживать и даже добиваться их исполнения, если до этого дойдет», — сказал он.

РАЗВИТИЕ ТЯГИ К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Хотя Шпильман по-прежнему консультирует последипломных студентов, в 2006 году он передал руководство репортерским семинаром по правам человека Биллу Беркли.

В качестве журналиста Беркли работал, главным образом, в Африке и освещал события, связанные с геноцидом, пытками, массовыми убийствами, государственной тиранией и государственным террором, в крупных газетах и журналах. Он также несколько лет проработал в правозащитной организации, расследующей нарушения прав человека в южной Африке. Написал две книги об Африке и работает над еще одной — об Иране.

«Для меня основная цель занятий — подключать студентов к великой журналистике, посвященной правам человека, познакомить их с замечательными репортерами, которые писали глубокие материалы на эту тему, — рассказал Беркли America.gov. — Основной упор в ходе моего курса делается на то, чтобы увлечь студентов, дать им представление о силе журналистских материалов и возможности рассказывать о событиях».

Изначально интерес к правам человека вызвал у Беркли апартеид в ЮАР.

«Я был человеком, считавшим расизм глубоко оскорбительным явлением, но в то же время увлекательной темой. Меня привлекала борьба, которая велась в 1980-е годы в Южной Африке», — сказал он.

По словам Беркли, работа журналистов может доходить и действительно доходит до руководителей, которые могут изменить ситуацию в мировых делах и в области прав человека. Он отметил, какое удовлетворение он ощутил, когда бывший президент США Билл Клинтон прочитал и одобрил книгу Беркли, в которой говорилось о геноциде в Руанде.

«Какими бы бесстрастными и циничными они ни пытались выглядеть, многих журналистов, в конечном счете, воодушевляет фантастическое желание спасти мир», — заявил Беркли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>