Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет, которая вступила в эту должность 1 сентября, сказала: «Мы получаем сообщения из стран Центральной Азии, в частности из Таджикистана, о том, что люди, осуществляющие свое право на свободу выражения мнения, подвергаются угрозам, насилию, произвольным задержаниям, жестокому обращению».
В мае этого года рабочая группа ООН, которая изучала дела о произвольных задержаниях в мире, пришла к выводу, что арест Махмадали Хаита, члена Политсовета ПИВТ, был незаконным и поэтому он должен быть освобожден.
В 13-страничном отчете экспертов ООН говорится, что в течение первых пяти месяцев под стражей Махмадали Хаиту не разрешили пригласить в суд свидетелей, к нему применялось жестокое обращение во время задержания и допросов, а государственные СМИ еще до вынесения приговора объявили его преступником.
В 2015 году 13 членов Политсовета ПИВТ, в том числе Махмадали Хаит, были обвинены в попытке переворота под руководством Абдухалима Назарзода, экс-замминистра обороны, и приговорены к длительным срокам заключения.
Пытки и жестокое обращение
Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет также сообщила на сессии, что ситуация со свободой слова и СМИ, правами национальных и религиозных меньшинств заметно ухудшается. Помимо этого, вызывает озабоченность поступающая информация о пытках и жестоком обращении при задержании, а также безнаказанность виновных в этом лиц.
Источник Радио Озоди в министерстве юстиции сообщил, что заявление Мишель Бачелет основано на предыдущих докладах о соблюдении прав человека в Таджикистане.
«А касательно утверждений о произвольных задержаниях и арестах адвокатов, в том числе Бузургмехра Ёрова и членов ПИВТ, правительство уже предоставило свои соображения на сей счет. Эти люди были задержаны за совершение преступлений, не за инакомыслие», — сказал он.
Ситуация серьезная
Правозащитники утверждают: то, что проблема нарушения прав человека в Таджикистане «дошла» до Совета ООН по правам человека – не очень хороший знак.
Виктория Надеждина, глава правозащитной организации Хьюман Райтс Вижн, которая мониторит ситуацию с правами человека в Таджикистане, сказала 13 сентября в беседе с Радио Озоди, что сам факт того, что Верховный комиссар по правам человека подняла на сессии вопрос с Таджикистаном, свидетельствует о серьезности ситуации.
«Это также свидетельствует о том, что ситуация с правами человека в Таджикистане ухудшается. На это указывали также и на ежегодном совещании ОБСЕ по человеческому измерению», — отметила она.
«Поправки в ущерб гражданам»
По словам Надеждиной, с 2017 года нарушение прав человека больше всего ощущают политические заключенные, адвокаты, женщины и дети, представители религиозных меньшинств.
«Мы видим, что правительство совершенствует законодательство, в том числе правовые документы, но на деле это практически не изменило ситуацию. Эти поправки направлены на усиление контроля и ограничение свободы», — сказала собеседница.
По ее словам, поправки в некоторые законы, внесенные в 2016 году – в законы о выборах президента и Маджлиси Оли, об адвокатуре и адвокатской деятельности, а также о собраниях, митингах, демонстрациях и мирных шествиях противоречат Основному закону страны. Например, согласно закону о выборах в парламент, лица, прожившие пять лет за пределами страны, не имеют право выдвигать свою кандидатуру на выборах. Хотя, продолжила Надеждина, сотни тысяч граждан Таджикистана вынуждены жить и работать в России и по несколько лет не возвращаются домой.