Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в августе 2012 года

В августе 2012 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана зафиксировал  21 сообщение. Из них – 9 определяют фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, 11 - информируют о прямых нарушениях прав журналистов и СМИ, 1 - о конфликтах и нарушениях, инкриминируемых средствам массовой информации.

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

 1. Публичные выступления, заявления и речи высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации

 Август, 10

Рустам Менглиев, Министр юстиции РТ

Комитет ООН по ликвидации всех форм расовой дискриминации завершил 9 августа в Женеве обсуждение объединенных докладов Таджикистана о законодательных, судебных, административных или других мерах, направленных на ликвидацию расовой дискриминации.

Как сообщает Центр новостей ООН, выступая перед членами Комитета, министр юстиции Таджикистана Рустам Менглиев отметил, что расовое равенство закреплено в Конституции республики, в которой насчитывается 137 этнических групп при населении 7,8 млн. человек.

По словам Р.Менглиева, в стране царит свобода слова, многие информационные агентства работают на разных языках.

 

2. Оценка фактического положения СМИ и свободы слова

 Август, 02

Репортеры без границ

Правозащитная международная организация Репортеры без границ распространили заявление по поводу блокировки ряда информационных интернет сайтов, где называли Таджикистан страной близкий к «врагам интернета».

Как отмечается в заявление, Таджикистан постоянно занимаясь цензурой публикации в интернете стоить рядом со своим соседом Казахстан и в будущем может оказаться в один ряд с такими странами как Узбекистан и Туркменистан.

Данное заявление Репортеры без границ распространили после того, как в республике был заблокирован информационный сайт «Азия-Плюс» и ряд других сайтов, в том числе сайт корпорации Би-Би-Си и YouTube.

 

Август, 06

Независимое ТВ «СМТ» (г.Душанбе)

Единственный независимый телеканал столицы Таджикистана - «Симои мустакили Точикистон» (Независимое телевидение Таджикистана) начало вещать 6 августа на новой волне.

Как сообщил учредитель и директор телеканала Зинатулло Исмоилов, в течение последних двух лет «СМТ» не могло представлять свои программы телезрителям, так как на канале, который должен передавать программы «СМТ», был расположен еще и российский телеканал «РТР-Планета». Это, по его словам, привело к тому, что телезритель не смог смотреть программы ни одного из этих телеканалов.

З. Исмоилов отметил, что на днях телеканалу «СМТ» Комитетом по телевидению и радио и Службой связи при правительстве республики была выделена новая волна для вещания. «Теперь программы нашего телеканала можно беспрепятственно смотреть с 08:00 до 14:00 и с 18:00 до 23:00 ежедневно в городе Душанбе, а также районах Рудаки, Варзоб, Вахдат, Гиссар, Шахринав, Яван и Файзабад», - добавил он.

Напомним, «СМТ», как независимое телевидение, начало трансляцию своих передач с 2007 года. Однако с 2010 года телеканал не может представлять свои программы телезрителям, так как на одной с СМТ волне расположен еще и российский канал, что приводит к помехам при вещании.

 

Август, 22

Все СМИ (г.Худжанд, Согдийская обл.)

В Спитаменском районе Согдийской области проведен социологический опрос населения, который имел целю улучшит доступ населения района к республиканской информации. Итоги опроса показали, что не все 4 таджикских государственных каналов телевидения доступны населению Спитаменского района. В то же время, на территории Спитаменского района свободно вещают 8 каналов телевидения и 16 каналов радио Узбекистана и 2 каналов телевидения Кыргызстана.

 

3. Действия журналистов и СМИ по защите своих прав

 Август, 03

Все СМИ (г.Душанбе)

Союз журналистов Таджикистана (СЖТ), Национальная ассоциация независимых средств массовой информации Таджикистана (НАНСМИТ), Медиа-Алянс Таджикистана и Совет по СМИ Таджикистана 3 августа 2012 года выступили с совместным заявлением, осуждающим неправомерные действия Службы связи при Правительстве РТ по ограничению доступа к национальным и международным информационным ресурсам и призывают руководство этого уполномоченного государственного органа прекратить беззакония в информационном пространстве республики.

Авторы заявления отмечают, что ограничение доступа к определенным сайтам, в результате которого попираются конституционные права граждан на информацию, становится тенденцией в деятельности Службы связи при Правительстве республики. За последние месяцы 2012 года Службой связи при Правительстве РТ были применены незаконные санкции по ограничению доступа к 15 информационным ресурсам. Тревожным симптомом является и позиция Интернет-провайдерских кампаний, которые идя на поводу Службы связи, выполняют незаконные требования этого уполномоченного органа и становятся соучастниками нарушения прав юридических и физических лиц.

Предпринимаемые шаги со стороны Службы связи были подвергнуты критике со стороны национальных и международных журналистских и правозащитных организаций, и предложены конкретные меры по урегулированию Интернета. Мы глубоко убеждены, что явное игнорирование международных и национальных норм информационного права со стороны уполномоченного государственного органа отрицательно влияет на имидж Республики Таджикистан. Оно также снижает доверие межгосударственных структур и финансовых институтов к демократическим преобразованиям, проводимые высшим руководством страны.

Медиа организации также призывают заинтересованные стороны решить конфликты в рамках правого поля с учетом конституционных прав граждан на информацию.

«Вместе с тем, мы готовы оказать правовую и консультационную поддержку СМИ в защиту своих интересов» - подчеркивают авторы заявления.

 

Август, 08

ИА «Азия плюс» (г.Душанбе)

Руководство Информационного агентства «Азия плюс» 8 августа 2012 года официально обратилось ко всем медиа-организациям Таджикистана за поддержкой, в связи с последними событиями вокруг агентства. «Мы намерены подавать в суд, однако в связи с тем, что доказать в суде именно блокировку сайта Службой связи во главе с Б. Зухуровым довольно сложно (так как причины приводились банальные - технические проблемы), нам необходимо собрать достаточно документов, - говорится в обращении подписанном Зебо Таджибаевой, исполнительным директором ИА "Азия-Плюс". - Нужна будет консультация ваших юристов и информационная поддержка СМИ, которые входят в ваши ассоциации».

«Ситуация довольна сложная, но просто стерпеть и проглотить очередной факт блокирования сайта уже нельзя, сегодня взялись за нас, завтра возьмутся и за другие СМИ, так как будут чувствовать свою безнаказанность, и неактивная поддержка со стороны коллег-журналистов может усилить чувство безнаказанности и вседозволенности» - подчеркивается  в обращении.

Коллеги из ИА «Азия плюс» рассчитывают на поддержку журналистского и правозащитного сообщества.

 

Август, 09

"Репортёры без границ" (RWB) и Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ)

Международная организация "Репортёры без границ" (RWB) и Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана обратились с совместным заявлением к начальнику Службы связи Таджикистана Бегу Зухурову. Как передает корреспондент ИА REGNUM, правозащитники обеспокоены намерением Службы связи Таджикистана создать группу наблюдателей для мониторинга публикаций в интернете и отслеживания веб-сайтов с "оскорбительным или клеветническим" содержанием.

В обращении отмечается, что такая система контроля может привести к повсеместному блокированию публикаций в интернете, а также закрытию доступа к веб-сайтам. "Мы согласны с тем, что за клевету следует наказывать, однако эти дела должны решаться в судах, где у истцов и ответчиков есть возможность выяснить, на чьей стороне правда", - отмечается в обращении. Также отмечается, что в последние годы Служба связи при правительстве республики регулярно "преследует веб-сайты" независимых информационных организаций, и это приводит не только к ограничению доступа к публикациям, "содержащим клевету", но и к полному блокированию сайтов, которое длится неделями.

 

Август, 14

Сайт ИА "Азия-плюс" (г.Душанбе)

14 августа 2012 года сайт информационного агентства «Азия-Плюс» вновь сталь доступен своим пользователям на новом домене.

Теперь сайт доступен по адресу http://www.asia-plus.tj. С 2010 года данный сайт работал в домене news.t, на котором до сих пор имеется разрешение Министерство культуры Таджикистана. По словам исполнительного директора информационного агентства, к сожалению сайт не везде доступен пользователям.

Зебо Таджибоева также добавила, что, руководство сайта подготовить материалы для обращения в суд над руководителем Службы связи республики Бегом Зухуровым.

 

Август, 15

Все СМИ (г.Душанбе)

Четырехдневный тренинг для активистов и журналистов русскоязычных СМИ в Таджикистане, инициированный общественной организацией «Союз молодых российских соотечественников» проходил с 15 по 18 августа в Душанбе. В нем принимали участие представители всех регионов республики.

В беседе с корреспондентом «Авеста» один из организаторов мероприятия, председатель правления ОО «Союз молодых российских соотечественников» Михаил Петрушков отметил, что подобное мероприятие в Таджикистане проходит впервые.

По его словам, инициатива проведения занятий поддержана Фондом «Русский мир», при финансовой поддержке которого и проходил тренинг.

«Перед тренингом стояла цель обучить активистов диаспор и СМИ в Таджикистане эффективному противостоянию ксенофобии, расовой, национальной, религиозной дискриминации и другим видам проявления негативных тенденций по взаимоотношениям людей и народов», - отметил Петрушков.

 

II. HАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

 1. Ограничение доступа к информации (Интернет-сайтам)

 Август, 01

Сайт ИА “Азия-Плюс”

Служба связи Таджикистана потребовала от всех провайдеров начиная с 1 августа блокировать крупнейший в Таджикистане информационного сайта “Азия-Плюс”.

По словам главного редактора сайта Зебо Таджибаевой, Служба связи в очередной раз без каких-либо предупреждений принял решение блокировать сайт. Редактору сайта сообщили из компании поставщика интернета в таджикистане “Истера”, что они вынуждены блокировать сайт news. tj.

Это за последные десять дней уже второй случай блокировки сайта “Азия-Плюс”. По словам ответственных работников сайта, они не знают причину, по которому сайт заблокирован. Главный редактор до сих пор не может связыватся с руководством Службы связи республики.

 

Август, 01

Посольство США в Таджикистане

Посольство США в Таджикистане 1 августа распространило заявление, в котором выражено крайнее озабоченность продолжающимся блокированием нескольких новостных Интернет сайтов и Youtube.

В заявление, в том числе отмечается, что Соединенные Штаты считают, что право граждан на свободное выражение своего мнения, как в общественном месте, так и в Интернете, является универсальным. Мы поддерживаем свободу слова людей во всем мире и призываем другие страны следовать этим принципам. Когда идеи блокируются, информация удаляется, разговоры глушатся, а люди ограничиваются в своем выборе, свободный поток информации ослабевает и Интернет теряет свое значение для всех нас. Мы должны и будем продолжать обсуждение такого рода вопросов с правительством Таджикистана.

Мы призываем правительство Таджикистана уважать права личности на свободу выражения мнения и снять ограничения на заблокированые новостные Интернет сайты и YouTube.

 

Август, 17

Радио Швеции

Радио Швеции раскритиковало деятельность телекоммуникационной компании TeliaSonera, которая, по данным СМИ, по указанию таджикских властей блокирует доступ населения почти к 50 интернет-сайтам. Как передает корреспондент ИА REGNUM, эта компания в Таджикистане оказывает услуги под брендом "Тcell".

Томас Джонсон, руководитель информационной службы компании TeliaSonera, сообщил шведскому радио, что блокировка сайтов осуществляется по указанию таджикских властей. Он считает, что доступ к интернет ресурсам должен быть свободным, но, когда власти какой-либо страны предпринимают меры для решения вопросов безопасности, то они, согласно договоренностям, обязаны выполнять эти указания.

Как уже сообщало ИА REGNUM, компания "Тcell" не в первый раз подвергается критике правозащитников. Шведские теледокументалисты также утверждают, что телекоммуникационная компания TeliaSonera оказывает содействие спецслужбам Таджикистана в контроле над оппозиций.

Напомним, что компания TeliaSonera работает на рынках сотовой связи Молдавии (Moldcell), Узбекистана (Ucell), Азербайджана (Azercell), Таджикистана (Тcell), Грузии (Geocell) и Казахстана (Kcell).

2. Необоснованное ограничение в доступе к информации

 

Август, 25

Зайнуддин Орифи, корреспондент www.tojnews.org

25 августа 2012 года корреспондент информационного агентства www.tojnews.org Зайнуддин Орифи попытался найти ответ на свой вопрос относительно 880 тонн цемента, отправленного из города Шираз Исламской республики Иран в Республику Таджикистан.

Зайнуддин Орифи данную информацию получал у начальника станции железной дороги г. Шираз Мехрдод Ансорӣ. Для уточнения информации журналист обратился в Министерство экономики и торговли Республики Таджикистан, а также в администрацию ГУП «Таджикская железная дорога». Журналист не мог получить информации относительно груза, отправленного в Таджикистан из ИРИ, потому что в обеих государственных ведомствах Таджикистана ссылаясь на разные причины не хотели ответить на вопрос журналиста.

 

3. Задержание журналиста

 Август, 10

Бахриддин Сангимадов, корреспондент газеты «Пажвок» (г.Куляб, Хатлонская обл.)

Корреспондент независимой газеты «Пажвок» Бахриддин Сангимадов во второй половине дня 9 августа был задержан в Шуроабадском районе и доставлен в отдел внутренних дел Фархорского района Хатлонской области. Об этом сообщил редактор газеты «Пажвок» Орзу Хамидов.

По словам Хамидова, Бахриддин Сангимадов ездил в Шуроабадский район Хатлонской области, навестить своих родителей. По словам родственников, он сходил  в местечко Пистаи Санги собирать фисташки, после чего вернулся домой, где был захвачен людьми в военной форме. Они, не предъявив ордер на арест, надели мешок на голову журналиста, а на вопросы родителей ответили, что отвезут его для выяснения ряд вопросов и отпустят.

По словам, главного редактора газеты «Пажвок» Орзу Хамидова, их беспокоит такое обстоятельство, что журналиста задержали в Шуроабадском  районе, однако его отвезли в совсем другой район, где содержат в следственном изоляторе милиции. Также вызывает опасение то, что к журналисту до сих пор не пускают его друзей и родственников. Никто в милиции Фархорского района не отвечает на вопрос о причине его задержания.

Бахриддин Сангимадов часто писал критические материалы о проблемах Шуроабадского района. Кроме газеты «Пажвок» Сангимадов также сотрудничал с газетой Кулябского государственного университета «Анвори дониш» и Британским институтом освещения войны и мира (IWPR).

 

Август, 12

Бахриддин Сангимадов, корреспондент газеты «Пажвок» (г.Куляб, Хатлонская обл.)

Вчера во второй половине ночи журналист газеты «Пажвок» Бахриддин Сангимадов после двух суток содержания в следственном изоляторе отдела внутренних дел Фархорского района Хатлонской области был освобожден из-под стражи.

По словам главного редактора газеты «Пажвок» Орзу Хамидова, журналиста когда он находился в горах с братом, по неизвестной причине задержали неизвестные афганские граждане, занимающиеся видимо контрабандой наркотиков. В пути они случайно столкнулись с сотрудниками таджикской милиции. Афганские граждане во избежание встречи с милицией, оставив журналиста и свой товар убегали в неизвестном направлении.

По этому факту милицией Фархорского района Хатлонской области возбуждено уголовное дело и ведется следствие.

 

4. Угроза в адрес журналиста

 Август, 28

Махмуджон Рахматов, журналист газеты «Фараж»

27 августа 2012 года журналисту газеты «Фараж» Махмуджону Рахматову угрожал расправой судья Фрахорского районного суда Хатлонской области РТ Хакимов за то, что он хотел записать на диктофон оскорбление в адрес своей матери со стороны председателя суда. Об этом сообщил главный редактор газеты «Фараж» Хуршед Атовуллоев.

Махмуджон Рахматов в беседе с корреспондентом TJinform заявил, что между его семьей и другим жителем района были земельные споры, а судья без их участия провел заседание суда, где вынес постановление в пользу другого жителя района.

По словам Рахматова, его мать была вызвана в суд. Когда она зашла в кабинет судьи, представитель суда в лице Хакимова начал оскорблять её. Журналист газеты «Фараж» хотел записать слова судьи на диктофон.

«В это время из кабинета выскочил судья и сам начал силой отнимать у меня диктофон, телефон и папку. Он кричал своим подчиненным: «Быстро упакуйте его». Несколько сотрудников суда подбежали и начали отбирать у меня мои вещи.

При этом, он угрожал мне, сказав: «Завтра тебя вообще не будет в живых. Мы много таких журналистов как ты разломали».

Сотрудники суда вызвали конвой, и когда пришел один милиционер, судя орал на него: «Почему пришел один?». В свою очередь, сотрудник правоохранительных органов сказал, что сам справится. И мы спокойно пошли в ОВД», - рассказал журналист газеты «Фараж».

Начальник ОВД Фархарского района Хатлонской области РТ, побеседовав с журналистом, через час отпустил его.

Журналист газеты «Фараж» Махмуджон Рахматов проходит освидетельствование судебно-медицинской экспертизы и намерен жаловаться в правоохранительные органы на судью Хакимова и других работников суда Фархорского района.

 

5. Воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста

 Август, 31

Зарангези Наврузшох и Абдуллохи Ашур, корреспонденты радио «Озоди» (г.Душанбе)

31 августа 2012 года примерно в 13.30 дня корреспонденты таджикской службы радио «Озоди» Абдуллохи Ашур и Зарангези Наврузшох прибыли к резиденции Президента РТ для подготовки материала о протесте группы таджикских абитуриентов. Абитуриенты были недовольны ответами на свои вопросы, полученные в Министерстве образования республики, относительно приемных экзаменов в казахстанские высшие учебные заведения, куда они были отправлены для учебы еще год назад, в связи с чем, отправились жаловаться к президенту страны Эмомали Рахмон.

Журналисты как обычно прибыли на место событие. Несмотря на милицейские уговоры, они сделали свою работу и собирались вернуться в редакцию радио. На пути в редакцию журналистов  остановили люди, одетые в военной форме и попросили следовать за ним в милицейский участок. Военные, задержавшие и забравшие у журналистов их технические средства, необходимые для выполнения их профессиональной деятельности, с журналистами обошлись вежливо. В милицейском участке столичного района Исмоили Сомони журналисты провели всего пол часа, и были отпущены после беседы с начальником милиции упомянутого района. Руководство ОВД района Исмоили Сомони привод журналистов в отдел объяснил недоразумением.

 

6. Нарушение процессуальных норм уголовного законодательства

 Август, 22

Хикматулло Сайфуллозода, главний редактор газеты “Наджот”, органа ПИВТ (г.Душанбе)

«Дело по факту избиения зампреда ПИВТ рассмотрит ОВД Пянджского района» сообщает газета «Нигох» (№22 от 22 августа 2012 года). ОВД Пянджского района приступило к расследованию факта избиения члена политсовета Партии исламского возрождения Таджикистана, главного редактора партийного еженедельника «Наджот» Хикматулло Сайфуллозода, который подвергся нападению зимой прошлого года в Душанбе.

По словам заместителя главы ПИВТ Махмадали Хаит «еще прошлой весной Х.Сайфуллозода обращался в прокуратуру столичного района Сино, но, по истечению многих месяцев, никакого движения в расследовании дела не было. Поэтому руководство партии обратилось в конце прошлого года в генеральную прокуратуру республики, но официального ответа на наше письмо не поступило. Лишь устно генпрокурор нам пообещал, что лично проконтролирует расследование данного инцидента. Однако сейчас, как нам стало известно, по указанию МВД, этим вопросом занимается ОВД Пянджского района», - отметил Хаит.

Заместитель лидера ПИВТ выражает недоумение, почему Х. Сайфуллозода был избит в Душанбе, а уголовное расследование по этому делу рассматривается в Пянджском районе. «Нам тоже неизвестно, почему так происходит. Мы обратились в генеральную прокуратуру, это уголовное дело, как нам обещали, должно было находиться под контролем генпрокурора, а сейчас этим делом занимается ОВД Пянджского района, в частности, следствие ведет следователь Саидали Махмадали», - недоумевает Махмадали Хаит.

Зампред ПИВТ продолжает настаивать на том, что Х.Сайфуллозода был избит из-за его профессиональной деятельности. «То, что сейчас ОВД Пянджского района связывает это избиение на почве семейных отношений, не имеет смысла. Это не семейная разборка, это чисто политическая разборка, которая непосредственно касается его профессиональной деятельности», - заключил собеседник.

 

7. Необоснованное обвинение в пособничестве

 Август, 04

Генеральная прокуратура РТ (г.Душанбе)

Генеральная прокуратура Республики Таджикистан обвиняет местных и зарубежных СМИ в пособничестве с руководителем хорогским бандформированием Мамадбокиром Мамадбокировым а также в «реализации запланированной программы иностранцев». Об этом сообщается в письме Генеральной прокуратуры, поступивший в редакцию информационного агентства TojNews.

В письме, в том числе отмечается, что «внутренние и внешние журналисты абсолютно открыто выступают за осуществление зарубежной запланированной программе или выполняют указания иностранцев, враждебно относящиеся к нашему государству и народу».

 

8. Нарушение нормы свободы информации

Август, 01

Независимая газета «Азию-Плюс» (г.Душанбе)

Министерство культуры 1 августа вынесло официальное предупреждение редакции газеты «Азия-Плюс». В Минкультуры считают, что «АП» нарушила два пункта закона о печати.

В коротком тексте официального предупреждения, которое поместилось на странице формата А-4, сообщается, что Минкультуры РТ изучило несколько материалов «АП», в которых идет речь о сфере здравоохранения. Уточняется, что речь идет о статьях «Убийцы в белых халатах» (№25 (712), 04.04.2012), «Фабрика смерти» (№49 (736), 27.06.2012), «Минздрав не доверяет своим…» (№50 (737), 02.07.2012). Также были изучены ответные публикации Министерства здравоохранения РТ (в №53 от 12.07.2012 и №55 от 19.07.2012 газеты «Asia-Plus», также в №29 (852) от 19.07.2012 газеты «Минбари халк»).

На основе этого анализа Минкультуры «в рамках своих полномочий, установленных статьей 14 Закона РТ «О печати и других СМИ», извещает, что выносит официальное предупреждение за то, что авторы указанных публикаций, корреспонденты газеты «Asia-Plus» не соблюли пункты 2 и 5 статьи 32 Закона РТ «О печати и других СМИ».

«Министерство культуры высказывает пожелание, чтобы редакция газеты, рассмотрев данный вопрос, наставляла и направляла корреспондентов газеты на то, чтобы они соблюдали служебные обязанности, чтобы в дальнейшем не был нанесен ущерб законным интересам других организаций. В случае повтора подобных нарушений закона будут приняты меры в отношении деятельности соответствующих корреспондентов и газеты в рамках законодательства», - говорится в документе.

 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

 1. Требования об опровержении сведений, не соответствующих действительности

 

Август, 10

«Шабакаи аввал», первый канал таджикского государственного телевидения (г.Душанбе)

Суд столичного района Шохмансур, рассмотрев 7 августа 2012 года иск администрации города Душанбе в отношении Первого канала таджикского телевидения, дал месячный срок руководству телеканала для того, чтобы оно принесло свои извинения перед мэрией.

Кроме того, за это время по «Шабакаи аввал» (Первый канал) должно быть распространено опровержение на ранее распространенную информацию в новостной программе «Ахбор».

Как отметил в интервью «АП» пресс-секретарь столичного мэра Шавкат Саидов, администрация города Душанбе удовлетворена решением суда. «Мэрия в своем исковом заявлении не требовала от Первого канала возмещения какого-либо морального или материального ущерба», - говорит Саидов. – Наш иск заключался в том, чтобы телеканал принес перед администрацией города извинения, а также дал опровержение на свою необъективную информацию, распространенную в информационной программе».

Напомним, администрация города Душанбе в начале июля обратилась в суд района Шохмансур с исковым заявлением в отношении «Шабакаи аввал», в котором телеканал обвинялся в односторонней подготовке и подаче материала, в котором критикуются городские органы.