НАНСМИТ
 

НАШИ ДОНОРЫ







все доноры
 

Аналитика

Урунбой Усманов: Я общался с амиром «Хизб-ут-тахрир» в Таджикистане Шарифом Якубовым

Корреспондент радио БИ-БИ-СИ из Худжанда Урунбой Усманов признает, что общался с амиром «Хизб-ут –тахрир» в Таджикистане Шарифом Якубовым.

«Да, я общался с амиром (руководителем) «Хизб-ут-тахрир» в Таджикистане Шарифом Якубовым, и не раз, - признался в интервью журналисту Pressa.tj задержанный 13 июня этого года по подозре-нию к причастности запрещенной партии «Хизб-ут-тахрир» корреспондент радио БИ-БИ-СИ в Согдийской области Урунбой Усманов, при этом поклялся, что ненавидит его как заклятого врага.

Следует отметить, что в настоящее время амир амир «Хизб-ут –тахрир» в Таджикистане Шариф Якубов задержан и находится под следствием в органах безопасности в Душанбе.

Напомним, что в последние дни интернет и печатные СМИ не только таджикских, но и зарубежных стран буквально взорваны со-общениями о задержании корреспондента БИ-БИ-СИ в Худжанде.

Интервью состоялось спустя 4 дня после задержания У.Усманова. в Управлении Государственного комитета национальной безопасности РТ по Согдийской области по просьбе журналиста Pressa.tj.

Поначалу Урунбой Усманов наотрез отказался говорить и отвечать на вопросы, мотивируя это тем, что материал о нем будет нести компрометирующий характер. Однако получив обещание, что статья не будет компроматом против него, журналист рассказал обо всем.

Признавшись в том, что амир не раз встречался с Усмановым и даже в том, что глава тахрировцев в республике давал ему интервью, Усманов полностью отрицает свою причастность к запрещенной партии, и считает большой ошибкой, что в свое время не сообщил органам безопасности о том, что был знаком с членами «Хизб-ут-тахрир». Более того, в ходе интервью он не раз повторял, что всегда боролся, и будет бороться с тахрировцами. Так как эти люди, по словам У.Усманова, «враги ислама».

При этом бывший журналист забыл упомянуть, что с этими самыми врагами ислама он живет бок о бок, и эти самые враги ислама яв-ляются его кровными племянниками, один из которых отсидел свой срок, а второй продолжает оставаться в местах лишения свободы по статье 307 (Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Республики Таджикистан) УК РТ.

Нельзя не отметить тот факт, что в самом начале разговора он по-ведал, что в отношении него не были применены какие-либо запрещенные методы при задержании. В ходе допросов в ИВС УГКНБ, он вовремя и полностью получает передачи от родных. Кстати Урунбой Усманов признался, что в течение первых трех дней он не ел ничего вообще, так как находился в шоковом состоянии, но, теперь, по его словам, «чувствует он себя хорошо и при этом у него появился аппетит».

Следует отметить, что в ходе интервью на У.Усманова не было оказано какого-либо давления со стороны сотрудников ГКНБ, присутствующих при интервью.

Усманов не выглядел подавленным. И с его слов, находясь в ИВС, он перестал читать намаз. Видимо, решил надеяться не на Аллаха, а на свою уверенность в безнаказанности.

«От услуг адвоката я отказался лично сам», - заявил журналист, мотивируя свой отказ тем, что не желает тратить денежные средства. При этом он был крайне удивлен, узнав, что его интересы будет защищать адвокат М.Вахидова. А вот узнавший от журналиста Pressa.tj о том, что на его защиту встали дипломатические ведомства и руководство БИ-БИ-СИ, он повеселел и уверен, что они его «в обиду не дадут».

Накануне стало известно, что с требованиями отпустить У.Усманова выступили несколько дипломатических ведомств, в том числе Посольство США, Посольство Великобритании, ОБСЕ и руководство БИ-БИ-СИ.

За несколько часов до встречи с У.Усмановым, журналисту Pressa.tj дали возможность поговорить с задержанными – членами «Хизб-ут-тахрир» 26-летним Яхьей Рахмонходжаевым и 46-летним амиром тахрировцев по Согдийской области Абдунаби Абдукодировым.

Перед встречей оба были предупреждены со стороны сотрудников УГКНБ о том, что могут отказаться от интервью, либо не отвечать на какой-либо вопрос. Но оба тахрировцев подробно рассказали о своей причастности к партии и личном «вкладе» в «Хизб-ут-тахрир». Оба - и А.Абдукодиров и Я. Рахмонходжаев признались, что У.Усманов является членом «Хизб-ут-тахрир», причем занимает в иерархии партии отнюдь не начальную ступень.

Так, А. Абдукодиров признался, что, будучи в Душанбе при встре-че с амиром Якубовым, он получил задание встретиться и познакомиться с Усмановым. При этом амир передал тому книги и литературу. Найдя по приезду корреспондента Урунбоя Усманова, Абдунаби позвонил ему и сказал: «Вам от Абдулло посылка». Урунбой при этом не сделал вид что не знает, о ком идет речь. Сказал лишь, что лежит в больнице и встретиться сможет, выйдя на работу.

Как рассказал Я. Рахмонходжаев, примерно в конце апреля–начале мая этого года, он получил задание от «брата» (бародара) по партии по имени Даврон познакомиться с корреспондентом Урунбоем Усмановым и отнести ему литературу (безусловно носящую экстремистский характер).

«Примерно полтора месяца назад я впервые по заданию позвонил «брату», - вспоминал Я.Рахмонходжаев. – И уже то, что в разговоре со мной Урунбоя назвали «братом», для меня не вызвало никакого сомнения, что он член партии «Хизб-ут-тахрир». Вначале я ему несколько раз звонил в офис корпункта, что в центре города, в доме над магазином «Дусти». Однако как оказалось, он находился на лечении в медучреждении. Но в начале мая встреча все же состоялась. В офис к Усманову мы пришли вместе с Давроном. Войдя в дверь и поздоровавшись с Урунбоем, Даврон сказал, что мы от «Абдуллы». На мой вопрос, кто такой Абдулла, Даврон ответил, что мне не обязательно знать. Тогда я сразу понял, что человек к которому мы пришли, не просто «случайный прохожий» в партии, а один из тех, кто является не последним человеком в тахрире Согда».

По словам рассказчика, встретил Усманов братьев гостеприимно, радушно.

«В первый же день встречи мы передали Урунбою газетный свер-ток с тахрировской литературой. Я считаю, что Усманов прекрасно знал, что мы ему передаем и зачем. Не нужно объяснять, что литература предназначалась для ее дальнейшего распространения,- уверенно говорил собеседник. – В дальнейшем я приходил к Усманову не раз, вновь и вновь принося ему литературу и книги. Кстати, по тем книгам, которые я ему приносил, старшие по иерархии в партии-учителя обучали начинающих основам и азам «Хизб-ут-тахрира».

Следует отметить, что и сам Урунбой Усманов не отказывается от того, что к нему в офис приходили тахрировцы. Но уверяет, что после встречи с ними он, прочитав, сжигал литературу.

Позже, почти в конце интервью, Урунбой Усманов, узнав о том, что стало известно со слов «коллег»–тахрировцев, что они не раз приходили к нему от имени амира (которого Урунбой Усманов теперь проклинает не стесняясь выражений), он сделал вид, что боялся провокаций со стороны тахрировцев.

«Я всегда писал о них только отрицательно, и я думаю, принося в офис литературу, они хотели скомпрометировать меня», - выдвигает свою версию Усманов.

Остается загадкой для следствия то, что он, сидя в офисе БИ-БИ-СИ, в 100 метрах от УВД области и в 50-метрах от УГКНБ, не пришел к представителям правоохранительных органов и не заявил ни о тахрировцах, с которыми, как он выражается, всю жизнь борется, ни о том, что у него в офисе оставили экстремистскую литературу.

На вопрос о том, при каких обстоятельствах он впервые познакомился с амиром тахрировцев Шарифом Якубовым, он невнятно ответил, что впервые тот пришел к нему навестить его в физлечебнице города Худжанда. При этом Усманов не скрывает, что амир, придя к нему с гостинцами, сказал что он «от Музаффара» - того самого племянника, который в данное время отбывает срок нака-зания за активную деятельность в запрещенной партии.

При этом Усманов противоречил себе, забывая, о чем говорил несколько минут назад. Так как после этого сказал, что встречался с Шарифом Якубовым до больницы. Якобы амир вышел на Урунбоя Усманова, чтобы дать тому интервью на радио БИ-БИ-СИ.

«При интервью он очернил радио БИ-БИ-СИ, - сетует Усманов. –Поэтому я его так и не подготовил …. Моей большой ошибкой бы-ло то, что я не донес в органы безопасности факт моего общения с членами Тахрир, хотя я считаю, что моей вины здесь нет. Ведь я журналист, и могу в силу профессиональной деятельности общаться с кем угодно!».

«Я всегда боролся с членами партии «Хизб-ут-тахрир», готовя информации об их задержании, и буду бороться с ними до конца!» - продолжал Усманов.

Вызывает удивление тот факт, что оказывается, по словам Усманова, подготовка и публикация материалов о задержании членов «Хизб-ут-тахрир» является своего рода борьбой с экстремистами.

Следует заметить, что с самого начала интервью Усманов твердил, что он – потерянный человек (причем непонятно, для кого: для общества и людей или для партии?). Он уверял всех в том, что и в зале суда будет говорить о своей ненависти и непричастности к Тахриру.

Следовательно, Усманов чувствует, что придется нести наказание?!

Один их тех, кто давал интервью признался, что при вступлении в партию им объясняли, что перед Аллахом всё когда-нибудь откроется, от него ничего не утаишь.

Глядя вслед уходящему журналисту Усманову в камеру, невольно подумалось, что ища счастья в халифате, тахрировцы теряют себя.


Дата: 20.06.2011





 
     © НАНСМИТ, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Хусейн-зода, 34, оф. 415
   Тел.: +992-37-221-3711, тел./факс: +992-37-223-0968, e-mail: office @ nansmit.tj
   При публикации ссылка на НАНСМИТ обязательна
   Сайт создан при поддержке Национального фонда в поддержку демократии (NED,США)
   Сайт доработан рекламным агентством "adMedia" при поддержке IMS (Дания)