Журналистские организации назвали регистрацию средств массовой информации посредством «Единого окна» и утвержденный минимальный размер заработной платы для коммерческих организаций новыми угрозами СМИ.Свои ожидания журналисты выразили на специальной встрече «Новые угрозы СМИ Таджикистана и пути их преодоления».
На встрече, организованной Медиа-альянсом Таджикистана при содействии Института Открытое Общество – Фонд Содействия, приняли участие различные медиаструктуры Таджикистана и журналисты из разных регионов страны.
Представители СМИ считают, что утвержденные новые правила и финансовые трудности в итоге приведут к банкротству независимых СМИ.
Акбар Саттор, председатель Союза журналистов Таджикистана и учредитель Общества с ограниченной ответственностью «Чархи гардун», издающий восемь газет, говорит, что в последние месяцы независимых СМИ столкнулись с новыми внешними и внутренними угрозами в процессе регистрации в налоговых органах:
«Трудности в том, что Закон о СМИ говорит, что каждое СМИ должно быть зарегистрировано как юридическое лицо, то есть требования налоговых органов обоснованы. Но это неправильно.
Почему? Сейчас новые требования, что если ООО имеет шесть редакций, каждая из них должна иметь свою бухгалтерию и быть самостоятельной. Это в корне неправильно».
Согласно требованиям налоговых органов, с 1 января текущего года, все предприятия и организации в Таджикистане должны пройти перерегистрацию в формате «Единого окна». СМИ Таджикистана, также как юридические лица, должны пройти перерегистрацию. Юрист Джунайд Ибодов говорит, что уже четвертый орган, который хочет контролировать СМИ.
Он отметил, что согласно отраслевого закона о СМИ от 1990 года, СМИ должны были быть зарегистрированы в нотариальных органах, но с 2003 года это правило незаконно перешло в ведомость Министерства юстиции и с 2007 года регистрация СМИ перешла к Министерству культуры. Он отметил, что сегодня все эти органы имеют право регистрировать СМИ.
«Уже два десятилетия никто не хочет заниматься этой проблемой. Нужен хозяин, но не в том смысле, чтобы взял на себя ответственность и мог бы манипулировать законом и еще хуже навредить СМИ.
Нужно урегулировать все, чтобы прекратилась такая неразбериха по части регистрации СМИ. Пусть это будет какая-нибудь определенная государственная структура, чтобы разобрались с законами и урегулировали этот вопрос».
Другим новшеством для журналистов стал приказ об утверждении минимальной заработной платы для работников всех негосударственных предприятий в размере 562 сомони в г. Душанбе.
Хуршед Атовуллоев, председатель Медиа-альянса Таджикистана и главный редактор газеты «Фараж» рассказал, что после трехмесячного простоя сейчас его редакция имеет задолженность перед типографией и другими организациями в размере 55 тысяч сомони.
Атовуллоев добавил: «Многие главные редактора говорят, что единственный путь - это приостановление деятельности газеты».
Шариф Хамдампур, руководитель ООО «Оила», учредитель восьми газет, не считает повышение размера минимальной заработной платы трагедией.
Он отметил: «Организации вынуждены что-то предпринимать, чтобы повысить зарплату своим сотрудникам. Но к чему это приведет? Повысится число безработных и недовольство людей в Таджикистане, что повлияет на общественную безопасность».
Акбар Саттор говорит, что проблемы типографий должны быть отражены в проекте нового закона о СМИ.
Угроза закрытия неугодных типографий
Проект нового закона о СМИ в настоящее время находится на рассмотрении парламента Таджикистана. Нуриддин Каршибаев, председатель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана, член комиссии по принятию этого закона говорит, что основная угроза свободе слова – сами журналисты, которые не хотят принимать участие в рассмотрении проекта и внесении замечаний и дополнений в проект. Он добавил, что по поводу налогового бремени в этот проект, который должен быть уже принят в течение одного-двух месяцев, не представлено ни одного предложения.
По мнению многих, новые требования регистрации СМИ в формате «Единого окна» и утверждение минимальной заработной платы для журналистов не более чем другой повод для возможности госорганов преследовать и контролировать деятельность независимых медиа в Таджикистане. |