Далер Шарифов был задержан 28 января этого года. 30 января таджикские власти завели против Далера Шарифова уголовное дело по части 1 статьи 189 («Возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды») УК Таджикистана и арестовали на два месяца. Журналисту грозит до 5 лет тюрьмы.
Родные арестованного утверждают, что Далер ни в чем не виновен, и, скорее всего, причиной задержания стала его книга по вопросам ислама и терроризма.
«Таджикские власти должны незамедлительно предпринять шаги по освобождению Шарифова и не допускать жестокого обращения с ним в заключении», — пишет HRW. Нью Уильямсон, директор программы HRW по странам Европы и Центральной Азии, отметил, что «Далер Шарифов — один из очень немногих независимых журналистов в Таджикистане, которые свободно выражают свои взгляды». По его словам, «таджикские власти должны немедленно снять с него надуманные обвинения и освободить его».
По данным организации, с 2015 года поступают сообщения из Таджикистана о нарушениях прав человека, и власти «отправили за решетку 150 человек по обвинениям, имеющим политические мотивы».
В прошлом власти реагировали на критику правозащитных организаций, заявляя, что «никто в Таджикистане не подвергается тюремному заключению за политические взгляды» и те, что находится за решеткой, «осуждены за нарушение уголовного кодекса».
Ранее другие правозащитные организации — Международная Амнистия, Международное сотрудничество по правам человека, Норвежский Хельсинкский комитет и Комитет по защите журналистов — также требовали освобождения Далера Шарипова.
Как сообщил 1 февраля пресс-центр Генеральной прокуратуры, Далер Шарифов «в период 2013-2019 годов опубликовал более 200 статей и заметок экстремистского содержания, направленных на разжигание религиозной нетерпимости, на пропаганду превосходства части граждан по отношению к другим с точки зрения религиозной направленности».
Между тем Бахтиёр Шарифов, брат Далера, сказал в телефонном разговоре с Радио Озоди, что за почти неполный месяц, который Далер находится под стражей, родные смогли четырежды с ним увидеться. Последнее свидание Далера с родителями, женой и двухлетним сыном, по его словам, состоялось накануне, 21 февраля в СИЗО ГКНБ.
Бахтиёр сообщил, что Далер не жаловался на условия содержания или плохое обращение, сказал, что расследование продолжается и вопросы следователей касаются в основном его трактата.
«Мы регулярно отвозим ему еду и сменную одежду, но Далер попросил не наносить передачи так часто, сказал, что всего хватает», — отметил собеседник.
По его словам, слухи, распространившиеся в соцсетях о якобы внезапном ухудшении здоровья Далера являются необоснованными.
32-летний Далер Шарифов в прошлом был сотрудником еженедельника «Озодагон» и работал на государственном телеканале «Сафина»