|
||||||||||
НовостиСтоит ли таджикский интернет потраченных на него денег?Служба связи заявляет, что у нее нет возможности снизить цены на интернет. Эксперты отмечают, что, если бы было желание, стоимость связи можно сократить в разы.
Служба связи при правительстве Таджикистана заявила, что не может снизить цены на интернет, поскольку дорогая стоимость интернета в стране зависит от цен на его транзит. Об этом заявил Илхом Атоев, зампред Службы во время отчетной пресс-конференции, 13 июля, отвечая на вопрос, собирается ли Служба связи снижать стоимость за интернет для развития дистанционного образования. Также, по словам Атоева, цены на интернет обусловлены географическим расположением Таджикистана. «До тех пор, пока мы зависим от транзита интернета, мы не можем снизить цены и сделать их ниже себестоимости. Стоимость интернета снизится только тогда, когда мы проведем Digital CASA», — отметил специалист. Вместе с тем он пообещал, что до конца 2020 года цены на интернет решено не поднимать… Проект Digital CASA призван соединить единой оптико-волоконной линией Центральную и Южную Азию. Потенциальные участники проекта – Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан и Пакистан. Ожидаемый эффект программы уже обозначен — жители постсоветского юга получат доступ к дешевому широкополосному интернету, за счет альтернативных сетей. Но, по словам Атоева, реализация Digital CASA приостановлена в связи с пандемией COVID-19. Зампред Службы отметил, что проблема в дистанционном образовании заключается в том, что большинство учащихся не имеют гаджетов, которые поддерживают интернет. Отметим, широкополосный интернет относительно дешевый и скоростной, но им обеспечены только жители столицы и крупных городов, таких как Худжанд и Бохтар. Средняя заработная плата в Таджикистане составляет 800 сомони. Один гигабайт мобильного интернета стоит 34 сомони, или 4% от заработной платы. Для проведения онлайн занятий в месяц необходимо примерно 10 гигабайтов интернета… Согласно официальным данным, сейчас по стране 3,18 миллионов населения пользуются интернетом.
Монополиста быть не должно! До апреля 2019 года более 70% трафика интернета проходило через Кыргызстан. Сейчас основной трафик идет через Узбекистан. Точной информации о стоимости транзита интернета нет, поскольку последние два года весь трафик закупается исключительно «Точиктелекомомом» (Национальный провайдер, который является подведомственным предприятием Службы связи). Но примерная цена, по словам экспертов — 10-15 долларов за Мегабит в секунду. Другими словами, транзит стоит сейчас примерно так же как и до того, как в стране заработал Единый коммутационный центр (опять же — при Службе связи), через который и идет весь интернет в страну. Эксперты отмечают, что Служба связи и соответствующие структуры делают все, чтобы отрасль деградировала и дальше. Последние шесть лет наблюдается тенденция сокращения доходов на рынке телекоммуникаций. Доход от связи в 2019 году составил 1 млрд. 964 миллионов сомони, или $202 млн. В 2018 году — $275 млн. К слову, 6 лет назад — в 2013 году доход рынка был $540 млн. Потери составляют около $60 млн. в год. «Даже то, что сфера теряет свою прибыль хорошим менеджерам должно говорить о том, что она идет не по правильному пути», — говорит эксперт. Он привлек внимание к тому факту, что в апреле прошлого года Антимонопольная Служба инициировала поднятие цен на интернет до 63 сомони ($6,7) вместо 30-35 ($3,5) сомони за 1 гигабайт. В то время мобильные компании предложили интернет-пакеты, где один гигабайт интернета обходился абоненту в 8 сомони (0,85 центов). Это было примерно в 7 раз дешевле, чем такой же объем трафика после повышения цен. «То есть даже с маржой стоимость интернета была на уровне 8 сомони. А ведь понятно, что ни один бизнесмен не будет продавать себе в убыток», — говорит эксперт. По его словам, если стоимость интернета снизится, то количество его потребителей вырастет в разы. Другой вопрос, который важно решить – это отмена акциза на связь, который составляет 5%, также, по словам эксперта, важно облегчить налоговую нагрузку в этой сфере. Но самая главная причина дороговизны интернета в Таджикистане все же его изначальная стоимость от «Точиктелекома» (читай – Службы связи). Провайдерам его продают по 50 тыс. долларов за Гигабит, вместо прежних 20 тыс. долларов… «Если убрать все эти ограничения, то вопрос с дорогим интернетом решится сам собой», — говорит эксперт.
Тут вам не Кыргызстан. А мог бы быть… География Кыргызстана схожа с географией Таджикистан. Однако стоимость интернета там в разы меньше – один Гигабайт стоит 27 центов. Также, согласно данным Speedtest Global Index, по скорости мобильного интернета Кыргызстан находится на 97 позиции, Таджикистан же занимает 124-ую. По уровню оптики Кыргызстан занимает 71 позицию, а мы — 96 место. Помимо дешевой стоимости интернета, в перспективе, Кыргызстан собирался стать одной из первых стран в регионе с доступом к бесплатному спутниковому интернету. Республика стала одной из шести стран мира, которые участвуют в проекте спутникового интернета от британской компании OneWeb. Компания планирует обеспечить интернет школы в труднодоступных районах шести стран — США (штат Аляска), Эквадор, Руанда, Гондурас, Непал и Кыргызстан. В целом, через OneWeb Кыргызстан собирается обеспечить около 35 школ в труднодоступных горных местностях, где затруднена прокладка волоконно-оптических и беспроводных линий связи… OneWeb 28 марта текущего года подала заявку о банкротстве, из-за того, что не смогла найти соответствующее финансирование, но при этом компания собирается продолжить свою деятельность после улучшения финансового состояния. При желании, при поддержке международных проектов можно было бы развернуть дешевый и доступный интернет в нашей стране. Международные партнеры Таджикистана не раз предлагали поддержку стране для развития отрасли ИКТ. Всемирный банк в своем отчете «Цифровые дивиденды» от 2017 года выражала готовность, оказать содействие правительству Таджикистана в реализации цифровой повестки дня, усилении нормативной базы, создании потенциала нормативного регулирования и улучшении доступа к ИКТ в сельской местности. Такие же предложения поступали от других финансовых партнеров. Как на них отреагировали власти Таджикистана не известно. Но совместных проектов до сих пор никаких нет. Дата: 20.07.2020 |
||||||||||
|